«Некоторые моменты ТЗ для интернет-магазинов»

imЗдравствуйте, читатели моего скромного блога 🙂 Интересно, меня кто-нибудь еще помнит? 😉

В сегодняшней статье я хочу поделиться своими советами для тех, кто работает над созданием ТЗ (технического задания) для интернет-магазина совместно с веб-студией, либо давно хочет взяться за это дело, но боится.

Итак, я не буду расписывать весь процесс в том порядке, в каком он был выстроен у меня, но постараюсь затронуть наиболее важные моменты. Кстати, советы даются с учетом того, что вы уже подумали над тем:

  • с какой CMS вы будете работать и оцениваете ее возможности;
  • накидали ТЗ для себя, ну хотя бы при помощи волшебной программы mind-map;
  • придумали логотип сайта;

Советы на заметку!

boxНе нужно гнаться за количеством страниц в ТЗ даже в том случае если у ваших конкурентов на подобное дело ушло 84 стр. в ворде с размером шрифта 10. Помните, что разбираться в этом ТЗ придется только вам и каждый раз вспоминать, а что это вы хотели сказать на самом деле, будет очень и очень сложно.

box

До конца продумать все детали интернет-магазина просто невозможно, а еще сложнее все свои мысли выложить на бумаге. Но все-таки, постарайтесь избавиться от ненужного количества пустоблудства в ТЗ схожего с содержанием юридического документа. Чем структурированнее будет ваше видение магазина, тем легче в нем ориентироваться. Предположим, в ТЗ вам необходимо показать структурe интернет-магазина. В этом случае вам легче всего разбить магазин на основные страницы: Навигация (описать детали), разделы, оформление отдельных элементов (вкладки, кнопки), корзина, поиск, регистрация.

box

Остановится подробно на описании главной страницы. Продумать местоположение основных элементов (лого, блока авторизации, поиска, каталога, корзины). Оговорить возможность безболезненно менять местами основные блоки сайта без повторного вмешательства веб-студии. (Поможет в дальнейших сплит-тестированиях на вашем сайте).

В 3 пункте главное не скупиться, опишите все детали, пусть даже на первый взгляд они покажутся очевидными для вас. Есть риск, что несказанное может просто вылетить из головы 😉

box

Еще более детально советую остановиться на страницах каталога. Ведь мы ведем речь не о сайте-визитке, а о полноценном интернет-магазине для людей. Помните, что чем больше позиций товара умещается на странице без прокрутки — тем лучше, а теперь думать вам, как же лучше разместить товары в каталоге =)

box

Не будет лишним предусмотреть в интернет-магазине страницу с новостями, т.к. интернет-магазин это не новостной источник, где человек пришел узнать исчерпывающую информаци, он пришел к вам именно купить ваш товар, поэтому большое количество ненужного текста на страницах интернет-магазина просто не к чему, а вот отдельная новостная колонка может быть очень даже кстати!

box

Не старайтесь пройти мимо оформления страницы корзины. С этим пунктом могут возникнуть большие затруднения:

  • как будет отображаться длинное наименование товара?
  • сделать ли кнопку «удалить» внятной или не акцентировать на этом внимание?
  • оформить ли страницу в едином стиле, либо сделать ее индивидуальной (2 вариант!)
  • должны ли отображаться картинки с активной ссылкой на позицию из каталога?
  • нужен ли блок: «вы так же можете купить…»

В общем, есть над чем подумать.

box

Тексты магазина. Какой шрифт лучше? Каких размеров он должен быть? Какое количество различных шрифтов уместно использовать в интернет-магазинах (не более 2-х) и т.д.

box

Обязательно отдельным пунктом опишите технические требования. (отрывок из моего ТЗ):

  • Разработка сайта ведется на CMS «Битрикс. Управление сайтом версия 9 Малый бизнес»
  • Используется кодировка utf-8
  • Весь программный код, выходящий за рамки стандартных модулей Битрикс  должен сопровождаться подробными комментариями.
  • У сайта должна быть favicon
  • На сайте должны быть ЧПУ (человекопонятные урлы)
  • Фиксированная ширина
  • Постраничный вывод товаров
  • В корзину добавляется товар с минимальной ценой

box

Не оставляйте без внимания сторонние системы, которые будут подключены к вашему ИМ (платежная система, online месенджер и т.д.) и т.ж. опишите их в вашем ТЗ и с умом подойдите к их выбору.

box

Последний, но не маловажный совет! Советую в ходе согласования ТЗ встречаться с представителями веб-студий каждый раз, как появляются неясные моменты и, забегая вперед, хочу посоветовать встречаться «каждый день» на этапах разработки интернет-магазина 🙂

В общем, вот такие вот простые советы. В свою очередь, хочу поделиться радостью и сообщить, что моя совместная работа над интернет-магазин мебели уже завершена. Сейчас магазин на этапе заполнения. Как последние штрихи будут завершены я поделюсь ссылкой для того, чтобы вы могли оценить мою работу и похвалить меня, либо поругать 🙂

Всем спасибо!

12 комментарии на “«Некоторые моменты ТЗ для интернет-магазинов»

  1. милая моя, ты работаеш с дешовой студией?
    пост интересный, но есть несколько «но»:
    во-первых, моменты, что касаються дизайна (размер шрифта, расположение логотипа, корзины и т.д.), не берись придумывать сама — для етого есть дизайнер и проект-менеджер.
    во-вторых, не увидела у тебя немаловажной вещи как кросбраузерная совместимость (у меня по дефолту любой сайт должен хорошо работать в Microsoft Internet Explorer 8.0 и више; Mozilla Firefox 3.0 и више; Opera 9.64 и више; Safari 4.0 и више; Google Chrome 6.0.).
    в-третьих, составляя тз постоянно консультироваться с проект-менеджером по всех вопросах (начиная от вопросов по юзабилити и заканчивая вопросами о платежных системах и логистике внутри CMS).
    и если после соглосование тз, когда студия начнет рисовать страницы сайта и програмировать, ты собираешся каждый день контролировать студию, тогда ни у тебя не будет времени на остальную работу, ни студия не зделает все как надо.
    знаю, что давно тебя не критиковала, но если тебя нужна была помощь — нужно было «стукнуть» мне в твиттере или на е-мейл (ибо женская солидарность и взаимопомощь есть ;))

    1. Natalya, я рассмотрела лишь моменты =) Я не ставила цель расписать все свое ТЗ и преподнести на блюдечке. Зачем?! Все моменты, которые ты затронула — в моем ТЗ они выделены отдельным пунктом. Что касается студии, то я могу с уверенностью сказать, что ни одна даже самая крутая студия не сможет сделать-то, что мы сами не представляем себе 😀
      По поводу постоянного контроля, конечно перебор. Но, но если вдруг покажется, что акк-менеджер вроде бы все понял с первого раза, есть подозрение, что он понял это не точно, поэтому лучше съездить, схематично набросать и получить то, что мы хотим.
      Постараюсь, на днях дать ссылку на магазин и вот потом я готова выслушать критику насчет кроссбраузерности, дизайна и т.д.

    2. Natalya, начиная писать эти советы я так и думала, что распишу все, чтобы в дальнейшим моим примером могли воспользоваться, дополнить его и т.д. Обычно я так и дела, но как часто это бывает, готовое никогда не ценится. Хотелось бы, чтобы заинтересованные чуть-чуть включили голову, чтобы в итоге получить нечто свое.

  2. Гнаться за количеством страниц в ТЗ действитеельно как-то странновато. Ведь главное — не СКОЛЬКО СТРАНИЦ замарали, а ВСЁ ЛИ изложено в задании))) Так что я — за краткость.

  3. Ой! Девочки! Хочу заказать создание интернет магазина… А как ТЗ писать и что в нем отображать не знаю. А сколько примерно стоит создание интернет-магазина и на каком движке лучше делать?

    1. Елена, создание при создании ИМ никогда нельзя назвать одну какую-то сумму. Вот к примеру, пока мы готовилиз ТЗ и рассылали по крупным веб-студиями цены прыгали от мала до велика: были предложения создать интернет-магазин и за 19 т.р. о.О (Не знаю, понимала ли вообще эта студия задачи :)), или за 350 т.р. (москвоская компания). Вообщем средняя цена интернет-магазина (хорошего) от 100 т.р. — бесконечности 😉
      По поводу движка: на мой взгляд лучше платный и наш выбор — Битрикс (по крайней мере и тех.поддержка хорошая, и можно при необходимости копаться в коде и совершенствовать свой магазин)

  4. Как по мне, новичку во всех этих делах, так заметка для общего развития очень даже не плохая. Благодарю.

  5. За 100 тыс. — это уже капитал — не совсем для начинающих. Есть варианты дешевле, но трудозатратнее (что тоже не для всех :-))

  6. Из ТЗ один пункт не совсем понял: «В корзину добавляется товар с минимальной ценой» что имелось ввиду?

    1. Maximalist, это требование исключительно для моего магазина. Т.к. там в КТ (карточка товара) используется 2 цены: 1 обычная цена, а 2-ая — цена в интернет-магазине (именно эта будет меньшей ценой).
      У вас требования будут уже совершенно другие. Главное все их перенести на бумагу.

Добавить комментарий для borroza Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *